2 июля 2014, 17:00

Видеть сквозь пространство и время

История телевидения — это в первую очередь непрекращающаяся борьба за качество изображения. Экспозиция «Телевидение» в Центральном музее связи им. А.С.Попова, открытие которой состоялось на прошлой неделе, дает нам представление о том, какой путь мы проделали почти за 100 лет.

Главная проблема пионеров телевидения 20-30-х гг. прошлого века — не в том, как добиться передачи сигнала (принцип был тот же, что и при обычной радиосвязи), а в том, как вывести передаваемое изображение на экран без искажения. Дотошные британские реконструкторы смогли восстановить первые передачи, сделанные Джоном Бэрдом, их можно при желании найти в Интернете: 30-строчная развертка, мутный призрак, силуэт человека, который что-то говорит, жестикулируя руками. В переводе на язык телевизионных стандартов это было изображение 30i, и, само собой, такая «картинка» не могла преследовать серьезных коммерческих или даже пропагандистских целей.

В новой экспозиции, представленной в Музее связи, есть советский аналог механического телевизора Бэрда, произведенный в 1932 году Радиозаводом им. Коминтерна. Это приставка к радиоприемнику, в котором для поэлементной развертки изображения используется диск Нипкова. Невысокое качество изображения и объясняется самим фактом использования данного девайса. У первых телеприемников очень маленький экран, размером с почтовую марку. Если вы начнете увеличивать экран, изображение сразу же «поплывет».

Альтернативный механической развертке способ приема изображения — с помощью электронно-лучевой трубки — придумали русские ученые. Мы должны понимать, впрочем, что и этот способ не отличался поначалу высоким качеством. Первая телепередача, организованная еще в 1911 году замечательным ученым Борисом Розингом, представляла собой изображение простейших геометрических фигур. Прибор, сконструированный им, был не телевизором даже, а скорее осциллографом, и изображение не электронным, а ионным, то есть картинка была неизбежно размыта.

Абсолютно правы те, кто называет создателем телевидения Владимира Зворыкина, по одной простой причине: именно учившийся у Розинга Зворыкин впервые создал не опытный образец, а коммерческий продукт, который можно и нужно было запускать в массовое производство, с приемлемой разверткой изображения. Именно этот параметр — количество строк развертки по вертикали — является ключевым в истории телевидения. Так задание партии и правительства на создание советского телевизора было очень простым и понятным: создать советский телевизор четкостью не менее 180 строк. Этого удалось достичь в 1934 году, а уже 7 июля 1938 года Ленинградский опытный телевизионный центр на улице Академика Павлова выпустил первую постановочную передачу с концертом и отрывками из фильмов. В новой экспозиции музея можно увидеть первые серийные телевизоры: «ТК-1» и «17-ТН-1», 1938 и 1941 годов выпуска.

Я не буду подробно описывать все экспонаты. Желающие сами могут приехать в Петербург (Почтамтский переулок, д.4) и увидеть все своими глазами. Здесь есть и легендарный «КВН-49» с приставной увеличительной линзой, и «Ленинград Т-2», и «Темп 6», и первые цветные телевизоры, и телекамеры, и даже такой уникальный КА, как спутник серии «Альтаир» («Луч-15»).

Мне очень хочется, чтобы вы увидели не отдельные артефакты, а всю картину целиком, весь тот эволюционный путь, который был пройден, от первых иконоскопов и телевизоров на основе диска Нипкова до современной ЖК-панели с поддержкой HDTV 1080i. Стандарт современного телевидения, который сейчас доступен миллионам, стал возможен только благодаря труду и таланту сотен тысяч людей в разных странах мира, которых мы обязаны помнить.

Как и в любой эволюционной модели, старые «виды» телевидения со временем уступают место технически более сложным и экономически более эффективным аппаратам, способам передачи сигнала, протоколам, кодекам и т.д.: на смену механическому телевидению пришло электронное, на смену черно-белому - цветное, на смену аналоговому — цифровое и т.д. Наверняка и телевидение высокой четкости рано или поздно уступит свое место UHDTV или еще каким-то другим стандартам. Но цель телевидения всегда остается одна — дать возможность человеку наблюдать за тем, что происходит на другом конце света, в Австралии или Бразилии, в максимально возможном разрешении.

Войти

Чтобы получить доступ ко всем материалам Пресс‑клуба Триколора и возможность комментирования, необходимо зарегистрироваться.

Если вы уже зарегистрированы и забыли пароль, его можно восстановить.

Войти

Регистрация

Зарегистрироваться

Восстановление пароля

Мы отправим инструкцию для восстановления пароля на E-mail

Восстановить